ДРАКОН? ДРАКОН. ДРАКОН!

(Часть 3)

«ОНИ – БОГИ, ОНИ – ДЕМОНЫ»

И все же надо отдать драконам должное – они умеют не только воровать девиц и чахнуть над златом. Их роль в истории человечества гораздо значительнее. Авторитетные мифологические источники утверждают, что дракон неплохо выступал и в амплуа творца мира, и в качестве кирпичей мироздания; немало и таких, где он – отрицательный персонаж, враг №1 со всеми вытекающими, воплощение зла или наказание для грешников.
Драконам-демиургам не однажды доводилось создавать миры, управлять светилами, стихиями или, по крайней мере, временами года и погодой. Их «творческие» функции причудливы и разнообразны. Например, египетский «самородок» и гермафродит Атум родил себя сам, а затем создал мир и других богов. Агунуа, в меланезийской мифологии главный дух – огромный змей, создавший море, землю, растения, животных, стихии; миродержец, следящий за соблюдением им же установленного порядка. Аборигены Австралии хранят в своих «мифах сновидений» легенды о сотворении мира Радужным змеем, который много веков назад полз от северного побережья, по пути создавая реки, горы и людей. У разных народов Змей известен под разными именами (Вонамби, Вондьина, Унгуд, Унгур). Вудуистские племена Центральной Америки верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли.
В некоторых мифологиях тело дракона попросту идет в расход в качестве строительного материала мироздания. Например, сказания ацтеков говорят о том, что боги Кетцалькоатль и Тецкатлипока напали на дракона Capacti (Cipacuali) и разорвали беднягу надвое, создав из этих кусков небо и землю. Также неприлично обошлись и с Тиамат — изначальной “сияющей” богиней, обычно представляемой в виде крылатого ящера, матерью богов. Олицетворяла первозданную стихию, хаос, предшествующий миру.

«Within the Fathomless depths of Astral
Chaos a Sea churns like the madness of Her Dreams.
She is the Chaos Serpent,
the Chaos that dwells in the Sea. She is of primordial essence,
and her essence is transcended through me».
(гр. «CRIMSON MOON», «Chaos Of The Sea (Mummu Tiamat)»)

Согласно вавилонской и шумерской мифологии, заколота собственным внучком Мардуком и рассечена им напополам — из одной ее части получилась земля, а из другой - небо.
У олмеков и ацтеков тоже существовал образ дракона - праматери богов и созидательницы всего живого (Cihuacoatl, Coatlcue), также как и у австралийских аборигенов (Yingarna).
Еще есть Мировой змей, который, опоясывая мир по кругу, держит во рту собственный хвост и символизирует бесконечность вселенной. Известен он под разными именами: Йормундганд (Митгард) у скандинавов, Мехента. Самое известное имя – Уроборос:

«…Tonight
climbing the stars.... into the midnight hour...
The Serpent is eating
itself
The Serpent is eating
itself…»
(гр. «Dax Riggs», «Ouroboros»).

Тысячеглавый Ананта-шеша опоясывает землю, плывущую в океане, также как бенинец Aido Hwedo. Безымянный змей индейцев Восточной Боливии разъединяет небо и землю. Китайский "Шан хай цзин" ("Канон гор и морей") утверждает, что смена дня и ночи тесно связана с открытием и закрытием глаз мирового дракона Чжулуна ("Дракон со свечой"), Чжуиня ("Освещающий мрак"). Когда он дует, наступает зима, когда выдыхает, стоит лето.
И это еще не все. Монгольский дракон Луу подрабатывает молнией – падает с неба на землю, бьет по ней хвостом и извивается, извергая пламя. Индийский Раху известен тем, что насылает затмения на землю, пребывая на небесах. Ацтекские пернатые боги по очереди побывали солнцем.

Однако творцы – народ неуравновешенный, и даже те из драконов, что творили мир собственноручно, могли в какой-то момент наступить на собственный мировой куличик и устроить конец света. Тот же египетский змей Атум в будущем планирует истребить людей, разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. Локальные концы света для провинившихся народов устраивал в исламе Аллах. Он насылал на страну-грешницу таннина – чудовище, пожирающее верблюдов и лошадей, крупный и мелкий скот, и само собой, жителей, - до тех пор, пока не подохнет, истребив всю пищу. В зороастризме конец света связан со змеем Ажи-Дахакой, прикованным цепями в вулканическом жерле горы Демавенд рядом с Тегераном. Аналогично семиголовому, десятирогому красному дракону Сатане из библейского «Откровения Иоанна Богослова», злобный перс рано или поздно «сорвется с цепи», сожрет треть человечества и будет убит героем Керсаспой. Приход (или скорее, прилет) Канчхори повлечет за собой засуху и всеобщий швах. А в день Страшного Суда покойники Западной Литвы должны будут взобраться на высоченную крутую гору на судилище. Повезет, как всегда, только праведникам; грешники сорвутся с крутых скал, и ими поужинает дракон Визунас.
В скандинавских мифах Рагнарек ознаменуется битвой Йормунганд с богом Тором:

«The serpent the serpent venom
The serpent meets the mighty Thor
They fight intense and hard
The serpent the serpent venom»
(гр. «Wizard» , «Serpent's Venom»)

Как показывает опыт, у каждого уважающего себя демиурга обязательно должен быть злобный противник. И на эту роль лучше всего подходит – вы, наверное, уже догадались – дракон, желающий разом покончить со всем и вся. Причем, выказать свое «фи» создателю монстры пытаются порой довольно странными способами: слопав или выпив что-нибудь стратегически важное. Так, закусить на досуге солнцем пытались карпатский Шаркань, славянский Ящер, и сербо-болгарский Хала. Египетский дракон Апоп (Апеп) тоже гурманит – по ночам он выпивает воду Нила, а солнечный бог Ра его за это наказывает и заставляет выплюнуть проглоченное. Иногда Ра и сам становится жертвой прожорливой рептилии, правда ненадолго:

«For the sake of Apep – for the death of Ra…
For the glory of their future – for the death of God».
(гр. «Draconian», «Cauda Draconis»)

Африканские ящеры тоже периодически стремятся хлебнуть лишнего, что достаточно пагубно сказывается на народном хозяйстве и без того не самого орошаемого континента. И в Скандинавии есть свой гурман – дракон Нидхёгг тихонько закусывает корнями мирового дерева Иггдрасиля, а также клятвопреступниками и прочими грешниками.

Практически каждый эпос содержит описание звездной mortal combat с участием очередного небожителя и его злобного чешуйчатого антагониста: так, греческий Тифон был убит молнией Зевса, хаанитский Ям-нахар – семиглавый дракон, король моря, воевал с богом Ваалом, персидский бог-дракон Ариман, воплощение зла, побежден Митрой, месопотамский демон Асаг заколот Нинуртой, в Индии в укрощении строптивых чудовищ специализировались Индра (победил трехголового Вишварупу и Вритру) и Агни (боролся с демоном-змеем Такашакой). Обычно победа оказывалась на стороне бога, но бывали и исключения.

В Библии тоже есть свои драконы. Они наиболее знакомы нам как персонификация вселенского зла. В христианстве и иудаизме змей-дракон искушает Еву и Адама, а в Откровении Иоанна Богослова он напрямую отождествляется с сатаной (Отк.12:7).
Также хорошо известно другое библейское чудище – Левиафан(ивр. «скрученный, свитый») — чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, созданный самим Богом. Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14).

«Leviathan, behemoth of the deep
Dark angel
Faceless unseen monsters,
spawned at the dawn of age
Breed of his omniscient mind».
(гр. «Sinister» , «Leviathan»)

Фигура христианского святого и воина-мученика Георгия естественным образом завершает ряд знаменитых драконоборцев. Широко известна легенда о святом Георгии — в доспехах, на коне, Георгий пронзает пикой извивающегося ящера, подтверждение чему изображено на гербе Москвы. Но также существует версия, что Георгий укротил змея словом божьим. Святой усмирил дракона посредством своей духовной силы и тем самым уподобился архангелу Михаилу, низвергающему "дракона и ангелов его" с небес на землю.

III. «ОКУЛЬТУРЕННЫЙ ХАОС»

Драконы, на первый взгляд существа дикие, но встречаются среди них довольно симпатичные. Те предприимчивые народы, что сумели с ними подружиться, вытащили счастливый билет.

Некоторым особо активным и дружелюбным ящерам не давала покоя слава греческого Прометея. Правда, огонь они не таскали, но просветители из многих получились отличные. Так, например, водяной дракон Апалала, живший в реке Сват и ставший адептом буддизма благодаря самому Гаутаме Будде, пытался наставить своих сограждан на путь истинный, и не безуспешно. Уже известный нам пернатый змей Кецалькоатль помогал людям добывать пищу, находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. Покровитель майя — Кукулькан обучил людей земледелию, рыболовству, различным наукам, дал им календарь, изобрел церемонии и кодекс законов. В Китае супруги-полудраконы Фу-Си и Нюй-ва учили людей письменности (прямо Кирилл и Мефодий Поднебесной), музыке и другим полезным хозяйственным навыкам. Вообще, драконы всегда были любимцами азиатских мифологий, здесь их почитали как существ мудрых и могущественных.

Европейцы тоже порой видели в драконах не только воплощение своих ночных кошмаров. Так, например, полузмеем был афинский царь Кекропс, построивший афинский акрополь и создавший институт брака (так вот кто во всем виноват!). В Германии, Скандинавии, Великобритании, Прибалтике были свои драконы-помощники: маленькие четырехногие бытовые духи с неблагозвучным названием Puk (pukys Литве, puuk в Эстонии, pukis в Латвии) возвращали своим хозяевам украденные вещи. В Литве также верили в существование довольно полезных в народном хозяйстве молочных (Mlokoky Smij), зерновых (Zitny Smij) и денежных (Penezny Smij) драконов.

Геральдика с самых древних времен пользовалась услугами драконов. Древние хитрюги вольготно расположились на гербах и флагах многих европейских городов и дворянских родов: к примеру, Амфиптерий изображен на гербе французского рода Потьер (Potier), У Дрейг Гоч – на флаге Уэльса, Тараск – на гербе Тараскона, драконоподобные существа обосновались на гербах герцогов Мальборо, Йорков, Тюдоров и т.д.

Общественная жизнь и политические игры тоже нередко проходили под знаком дракона. Например, знаменитый король бриттов Артур принадлежал к «драконьей» династии — его отец Утер носил прозвище “Pendragon”, что в переводе с валлийского означает «главный дракон» (то есть «военачальник»). Здесь драконы символизировали власть, лидерство, что отражалось и в словообразовании.

Драконьи головы украшали носы кораблей викингов – драккаров (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», букв. «корабль-дракон»), символизируя высокий статус владельца судна и устрашая врагов:

«Dragonhead on the bow, with two shinin' eyes…»
(гр. «Drakkar», « Dragonship»)

Дракон также был символом императорской власти в Китае. Трон императора именовался Троном Дракона; лицо императора - Лицом Дракона. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Назвать человека «драконом» считалось высшим почтением к его мудрости.

Греческий законодатель с именем Дракон внес суровый вклад в афинскую юриспруденцию. Выражение «драконовские меры» и сейчас общеизвестно.

А в 14 веке существовал даже Орден Дракона святого Георгия Победоносца (Drachenorden, Societas Draconistrarum), основанный сербским рыцарем Милосом Обиличем. В него входило еще 12 рыцарей, отличительными признаками которых было изображение дракона на шлемах. Целью Ордена было убийство султана Османской империи Мурада I. В 15 веке членом ордена был Влад II Дракул — отец печально знаменитого Влада Цепеша, ставшего прообразом графа Дракулы. На самом деле прозвище “dracul” означало лишь членство в Ордене Дракона.

В наши дни также существует достаточно известный «драконовый» орден – мистико-маго-оккультный «Орден Красного Дракона» («Order Dragon Rouge», «Ordo Draconis et Atri Adamantis»), основанный в 1989 году в Швеции Томасом Карлссоном и практикующий оккультизм и темную магию.

Кроме того, с середины 90-х годов прошлого века существует целое драконье сообщество, образовавшееся вокруг феномена драконности (драконизма), в помощь тем, кто не до конца определился со своей видовой принадлежностью и не знает точно, homo sapiens он или homo draconis? Это не религия, не субкультура, не культ, а экзистенциальный феномен, означающий состояние бытия, один из видов самоидентификации в качестве дракона. И кто знает, может быть в скором будущем это явление приобретет такую известность и популярность, что станет возможным свободно говорить о своем знакомом: - А это Иван Иванович Крузенштерн – человек и пароход дракон.

В наши дни драконов все так же рисуют, о них пишут, им посвящают песни.

«МЕЧТА ФАНТАСТА-ГРАФОМАНА»

Основной источник сведений о драконах это, конечно же, мифы и легенды разных народов. Именно оттуда всевозможные ящеры расползлись по полкам книжных магазинов и снабдили идеями всех желающих приобщиться к миру fiction.
Так, о драконах успешно писали:
У. Ле Гуин, Цикл о Земноморье – о путях эволюции драконов.
Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит», «Сильмариллион», «Властелин колец» - классика, не нуждающаяся в представлении.
М. Уэйс, Т. Хикмен «Сага о Копье» (Dragonlance Saga). О затерянном во Времени и Пространстве волшебном мире Крина и обитающих в нем драконах.
Э. Маккеффри «Пернский цикл»: произведения, обладающие социально-психологической нагрузкой, попытка поставить фэнтезийный сюжет на рельсы научной фантастики. О психологическом симбиозе с одним из самых привлекательных фэнтезийных персонажей - драконом.
А. Сапковский, Цикл о ведьмаке Геральте – истребителе драконов.
Науку драконографию старательно изучали герои «31 июня» Д. Б. Пристли.
«Дракон» с человеческим лицом обитал в пьесе Е. Шварца.
Прелести драконьей жизни (взгляд изнутри) описаны Г.Р.Диксоном в книге «Дракон и Джордж» и А. Дашковым в книге «Дракон».
Л. Уотт-Эванс также не забывал о драконах: хищники упоминаются в большинстве его произведений.

Примечательны в плане дракографофилии наш бывший сосед по СССР грузинский писатель-фантаст Драко Локхард, он же Джордж Локхард, он же Георгий Эгриселашвили и Павел Робертович Шумилов (Павел Шумил) - российский писатель-фантаст, главная тема творчества которых — драконы. Оба – яркие представители драконьего сообщества.

Также можно упомянуть обитателей юмористических миров Р. Асприна и Т. Претчетта, «Заповедник гоблинов» К. Саймака, драконов Д. Роулинг из романов о Гарри Поттере, книгах Н. Перумова, С. Лукьяненко и многих-многих других.

Также драконы встречаются в других разнообразных произведениях: мультипликации и кинематографе, настольных и компьютерных играх. Можно встретить их:
в играх: из самых известных – «Dark Pits of Angband», «Dark Queen of Krynn», «Dungeons & Dragons», «Dragons of Might & Magic», «Shadowrun», «World of Warcraft», «Divinity 2: Ego Draconis », забавная мультяшная «Драконика» и др.
в кино: «Сердце дракона» (1996), «Власть огня» (2002), «Эрагон», «Кольцо Нибелунга», «Убийца дракона» («Dragonslayer», 1981), «Убить дракона» (кинофильм-притча по мотивам пьесы Е. Шварца «Дракон», 1988), «Последний дракон», также известный как «Драконы: фантазии создают реальность» (Dragons: Fantasy made real, 2004) и др.
в мультипликации: «Шрэк», «Полет драконов», «Табалуга», «Дракончик Тилли», «Охотники на драконов», японские «Сказания Земноморья» и «Унесенные призраками», наш «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

ДРАКОНИЙ «РОК»

Дракон - очень популярный зверек и в рок-музыке. Рок-музыканты посвящали и посвящают ему песни с завидным упорством.
Кожистые крылья и чешуйчатый хвост не раз мелькали и на обложках альбомов разных «металлических» групп.
Драконов увековечили во всевозможных ипостасях: отечественные бэнды и исполнители: «Мельница», «Эпидемия», «Король и шут», С.Сурганова, «Дом ветров» и др.
иностранцы: Iron Maiden, Running Wild, Rhapsody, Dark Moor, Epica, Galloglass, и т.д.
Нет отбоя и от желающих пристегнуть дракона к своему названию: «Dragonforce», «Dragonhammer», «Dragonheart», «Dragonland», «Dragonlord» – и это еще далеко не все!

У группы «Therion» аж три альбома посвящены чешуйчатой звезде:
1. "Symphony Masses Ho Drakon Ho Megas" (1993) – посвящен истинным жестоким драконам, агрессорам, в нем органично смешаны различные и на первый взгляд, совершенно несовместные ингредиенты – гитарные запилы, присущие хэви-металлу, и арабско-персидские мотивы, ощущается влияние классической музыки; присутствуют индастриал и блэк-дэт.
2. Theli (1996), альбом в стиле симфоник-метал. При его записи использовались не только клавишные, но и симфонические инструменты, оперные вокалисты и живой хор. «To Mega Therion» означает на древнегреческом «великий зверь» и рассказывает о драконе из христианской Книги Откровений.
3. Vovin (1998) (в переводе с вымышленного енохианского языка означает «Дракон»). Мягкое звучание и медленный темп приближают его к готик-метал. Идеал сочетания классики и металла. Особенно сильна Draconian Trilogy, состоящая из трёх вещей: рассказывает о великих драконах разных мифологий, таких как Тифон, Апоп, Левиафан. Вообще, у «Therion» особые отношения с драконами. Соавтором значительной части текстов группы является уже упомянутый Томас Карлссон, глава «Ордена Красного Дракона». Кристофер Йонсон также является членом этого Ордена.

«Grave Digger» прониклись симпатией к скандинавской мифологии и спели всю печальную историю о Фафнире и Сигурде в альбоме "Rheingold", (2003).

О нелегкой судьбе сторожевого дракона также могут рассказать: «Мельница» («Дракон»), «Crystal Eyes» («The Dragons Lair»).

У «Эпидемии» в «Эльфийской рукописи» драконы не только обитают, но еще и подают голос – ну действительно, не молчать же, когда к тебе обращается главный герой, да еще и в вокальной форме.

«…Умчи меня, дракон, в свою страну драконью…» Так, о чем это я? Ах да, турбюро «Rhapsody» со своей «Dragonland's Rivers» рассказывает о прелестях и преимуществах проживания в драко-странах ("Symphony Of Enchanted Lands II – The Dark Secret" – 2004).

Однако, не только дракону целиком посвящались песни, но и разные части его несчастного препарированного тела воспеты рок-музыкантами. Чего стоят только:
- сердце дракона (Heart Of The Dragon) в качестве символа бесстрашия и отваги: с этим согласны «Эпидемия», «Dragonforce», «Drakkar».
- драконья кровь, эта неизвестная науке субстанция, воспевается на каждом углу под электрогитары «Dragonhammer», «Cryptic Wintermoon», ей посвящены симфони-готик альбом «Blood Of The Dragon» (2006) темных неоклассиков «Nox Arcana» и power-альбом «Dragonhammer» 2001 года с аналогичным названием.
- заметно выступили и охотники за драконьими головами" – метал-викинги «Ensiferum» с «Dragonheads» (2006).

Bruce Dickinson также поддался обаянию мифического зверя и поверил драконьим слезам («Tears Of The Dragon»).
Не остался равнодушным к милым зверушкам и «динозавр» Ронни Джеймс Дио. И хотя в альбоме Dio "Killing the dragon" (2002) о нашем ящере поётся в переносном значении и там он – персонификация зла со всеми вытекающими последствиями, но все же дракон – он и в Африке дракон.

«Kaledon» поместили рептилию на обложку альбома «Legend Of The Forgotten Reign», так же как и Wizard («Goochan», 2007), «Dragonhammer» ("Blood Of The Dragon", 2001), и «Therion» ("Symphony Masses Ho Drakon Ho Megas"1993). «Rhapsody» вообще увлеклись увековечиванием образа драконов – обложки их альбомов пестрят разнообразными ящерами.
Песня «The Cure» «Taking Off» использована в качестве саундтрека для мультсериала «Охотники на драконов».

Судя по всему, рок-индустрия как следует поэксплуатировала зубастого любимца публики.

***

Да, о драконе много сказано, еще больше написано и спето. Современный мир без мифической рептилии как без рук – и вот он уже совсем не фантастическое, а вполне реальное существо. Так что если с какого-нибудь рекламного щита вам вдруг подмигнет дракон, не пугайтесь: это у вас не расстройство психики, не побочное действие лекарства от простуды, да и грибочки за обедом были абсолютно свежими. Просто дракон жил, дракон жив, дракон будет жить!

Ирина Лукьянова

Прочитать ещё раз: Часть 1 или Часть 2

При создании статьи использована информация с сайтов:

http://land-of-dragon.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.darkside.ru/
http://www.metallibrary.ru/
http://www.dragons-nest.ru/
http://www.polenth.com/
http://www.pagan.ru/
http://www.theserenedragon.net/
http://www.lki.ru/
http://godsbay.ru/
http://www.kubikus.ru/
http://myths.kulichki.ru/
http://myfhology.narod.ru/
http://new.bestiary.us/

Также использована литература:

Арефьев А.Б. «Год дракона»
Борхес Х.Л. «Книга вымышленных существ»
Сапковский А. «Бестиарий»



(c) Сага о Металле